Выставка жемчуга в Лондоне развеивает мифы

По китайской легенде жемчуг выпал из пасти воюющих драконов. В древней Греции считалось, что жемчужины образовались из капель, упавших с Афродиты во время ее выхода из моря. Блестящие, почти прозрачные жемчуга вдохновляли человеческое воображение на протяжении веков.

Выставка «Pearls» в лондонском музее Виктории и Альберта, проводимая совместно с музеем Катара, раскроет всю историю жемчуга. На ней представлено более 200 предметов искусства и украшений, по которым можно проследить изменения в моде и узнать символическое значение жемчуга от времен древнего Рима до сегодняшнего дня.

«Жемчуг – всемирное явление», — говорит Беатрис Шадор-Сэмпсон, историк ювелирного дела и куратор выставки. «Его носили как на Востоке, так и на Западе».

«Бриллианты, изумруды, сапфиры и прочие камни блистали в тот момент, когда не было проблем с их добычей, в то время как жемчуг был в моде всегда», — рассказывает она.

В экспозиции представлены такие вещи, как расшитое жемчугом пальто индийского махараджи, колье Мэрилин Монро и украшения от Cartier, Chaumet, Tiffany, Lalique.

Но самым необычным экспонатом, вероятно, является серьга Карла I, которая была на короле в момент его казни.

«Эта жемчужина была извлечена из уха моего деда, после того как он был обезглавлен», — гласит сопровождающая записка королевы Марии II, чье ожерелье представлено рядом.

Но есть и ряд существующих о жемчуге заблуждений, особенно о его нередко странной форме, размере и цвете.

«Любой моллюск с раковиной может производить жемчуг», — говорит Шадор-Сэмпсон. «Их вылавливают не только в теплых водах Аравийского полуострова и Индийского океана, как принято считать, они живут и в таких неожиданных местах как река Тэй в Шотландии и Миссисипи».

Вопреки распространенному мнению жемчужина образуется не из песчинки. На самом деле жемчуг – результат попадания паразитов или даже рыб в ловушку между мантией и створкой раковины, что вызывает у моллюска раздражение и он начинает для защиты начинает вырабатывать перламутр.

Некоторые раковины демонстрируют посетителям этот процесс. На них можно увидеть четкие отпечатки крошечных рыбок или личинок червей, покрытые перламутром.

Также на выставке представлен целый ряд блестящих цветных жемчужин из южных морей: золотые индонезийские, серые и голубые с Таити, а также баклажановые, розовые, оранжевые и лиловые.

«Сегодня подобные жемчужины – редкость», — говорит куратор выставки. «Их выращивают искусственно, но они очень редкие и дорогие».

13iht-acaj-pearl13-art-popupТрадиционный и опасный способ добычи жемчуга – ныряние – почти канул в небытие. На несколько натуральных жемчужин сегодня приходится множество культивированных. Впрочем, их качество может разниться.

В отличие от редких искусственных жемчужин, которые используются в люксовых ювелирных коллекциях, в последние годы рынок заполонил жемчуг массового производства из Китая, который выращивают в пресноводных устрицах.

По данным куратора выставки Хьюберта Бэри, из одного такого моллюска за цикл можно получить до 50 жемчужин, вследствие чего ежегодное производство китайского жемчуга составляет 4000 тонн.

В качестве доказательства у выхода с выставки стоит 6 серебряных ведер, заполненных до края китайским жемчугом всех размеров и форм.

Позитивный или негативный смысл несет это послание – руководство выставки оставляет это на усмотрение публики. «Мне нравится создавать загадку к концу экспозиции, чтобы посетителю было о чем задуматься», — говорит Шадор-Сэмпсон.

«Я хотела бы увидеть воплощение мечты Кокити Микимото – чтобы каждая женщина могла украсить свою шею жемчужным колье», — говорит куратор о желании японского «короля жемчуга». «И это шаг вперед к ее осуществлению. Сейчас каждый может носить жемчуг».

  • Но возникает вопрос – а все ли хотят его носить?

«Жемчуг по-прежнему воспринимается чем-то старомодным», — говорит куратор Х.Бэри. «Для многих он ассоциируется с ниткой жемчуга на черно-белом фото предков».

«Сегодня благодаря усилиям дизайнеров жемчуг стал выглядеть чем-то новым и современным, он вернулся», — говорит он. «Надеюсь, что представленные на выставке необычные и современные вещи изменят восприятие жемчуга у людей».

Одним из подобных украшений является ожерелье «Frozen» работы вьетнамского ювелира Сэма Тхо Дуонга.

«Frozen» — это сложное скульптурное изделие, вдохновением для которого стал иней на ветке фруктового дерева. Сделанное из тысяч крошечных пресноводных жемчужин, нитей нейлона и серебра ожерелье заставляет посмотреть на привычный материал под совершенно новым углом.

Все большее число ювелиров начинает использовать жемчуг – заявляет редактор Vogue Кэрол Вултон. Среди дизайнеров, которые дали жемчугу новую жизнь, она называет таких мастеров, как Марико Мори и Джулию Маггенбург.

«В 21 веке это очень сложно сделать, но кажется, это случилось», — говорит она.

Как показывает выставка, мода на жемчуг изменялась на протяжении веков, в соответствии с культурой и эстетикой каждого периода. Но с тех времен, когда его носили королевские особы и элита, и до сегодня основная его символика – власть – не утратила актуальности.

«Я зову жемчуг властным, потому что все жены американских президентов носили его», — говорит Вултон. «Жемчуг дает верный посыл. Никто не может ему противостоять».

Оцените этот материал post

Miuz

(Visited 70 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *